Статья "Что изменилось в математическом образовании ...?" |
Постоянно общаясь учителями, репетиторами по математике из разных стран, а также с родителями учеников,
мне часто приходится отвечать на вопросы о том, что же изменилось
в школьном математическом образовании за последнее время
и на что необходимо обращать внимание ученикам, их родителям и репетиторам-математикам в первую очередь.
Попробуйте задать этот вопрос вашему репетитору или, может быть, школьному учителю математики.
Что он ответит? Скорее всего, вы услышите о незначительной корректировке формата ГИА, ЕГЭ, либо о еше менее
существенных изменениях в самой школьной программе по математике.
Между тем, на самом деле, изменилось многое. Я бы даже сказал, всё.
Мы все помним бандитские 90-е, когда кругом рулили "правильные" парни в спортивных костюмах и малиновых пиджаках.
Они не брезговали обкладывать данью не только все мыслимые и немыслимые
предприятия района, приносящие хоть какую-то прибыли и
имевшие хоть малейший намек на коммерческую деятельность, но и даже старушек, торговавших на улице самечками.
Не удивительно, что при таком раскладе математика из престижного предмета
превратилась в какое-то нудное, неинтересное и никому не нужное
занятие. Окончив технический ВУЗ, вы не имели перспективы. Работа квалифицированных специалистов не оплачивалась.
Наука, инженерия, технологичное производство были практическм уничтожены.
Но время не стоит на месте. И бандитские 90-е остались в прошлом. Между тем, именно сегодня вновь возвращается
престижность к высоким технологиям и математическим дисциплинам. То, что неизбежно, остановить невозможно.
И математика снова заняла по праву свое законное место царицы наук.
Ведь еще в далекие древние времена, именно точные накуи считались основными,
и их изучению в первую очередь уделяли внимание власть имущие и аристократы. Потому что математика - это
логическое мышление. Математика - это точное, а следовательно самое
надежное и верное знание. Математика - это реальность,
это практика, это управление и власть.
Сегодня больше востребованы специалисты с высшим техническим и математическим образованием.
Значительно выросли и их зарплаты и престижность.
В то время, пока гуманитарные ВУЗы штамповали неисчислимые потоки юристов и экономистов,
разорялись и прекращали существование
банки, сокращались рабочие места во всех банках вследствие перехода на автоматы и электронные денежные расчеты.
Поэтому сегодня все больше родителей стремятся отдать детей учиться в достойные ВУЗы. А это, прежде всего, МГУ имени Ломоносова,
МГТУ имени Баумана, физтех... Но для поступления в такие ВУЗы необходимо не только достойно пройти испытание ЕГЭ, но и в совершенстве
владеть школьной программой, необходимо также развить в себе логическое и творческое мышление на достаточном уровне. А в наши дни,
чтобы достичь всего этого, без хорошего репетитора по математике не обойтись.
Будем смотреть правде в глаза, сейчас найти действительного сильного репетитора по математике, такого, который обладал бы квалификацией и учительским
дарованием достаточными, чтобы решить все указанные выше фундаментальнейшие задачи, практически чрезвычайно трудно.
Ведь репетитор по математике - это не просто вам курьер батарейку для пульта доставил, курьер здесь не важен, а батарейки то все одинаковые.
А вот человек, которому предстоит несколько лет или месяцев с вами заниматься математикой - дело радикально иное.
Потому что путей вашего развития в целом, как и освоения математических дисциплин в частности, бесконечное множество. Тогда как
найти для себя правильный путь, путь, который ближе именно вам, в силу индивидуальных, неповторимых, уникальных особенностей вашей
личности, а также вследствие особенности вашей памяти, возможностей и уже заложенных генетически способностей к тому или иному
виду творчества (а другие вам только еще предстоит развить вместе с вашим репетитором!)... вот это действительно не простая задача.
И по силам эта задача далеко не каждому.
Но как же быть, спросите вы. Как найти такого репетитора? Ведь вариантов очень много, и во всем этом море объявлений, предложений и информации
легко потеряться.
Я не могу дать исчерпывающий ответ на все случаи жизни. Но главное, пожалуй, все же выделить можно.
А именно, до того, как вы начнете занятия, старайтесь поговорить с человеком лично. Доверяйте только себе,
но ни в коем случае не тем людям, которых вы не знаете. Поговорите с предполагаемым репетитором, задайте интересующие вас вопросы.
Посоветуйтесь. И еще один момент. Действительно сильных репетиторов в Москве не так много,
как это может показаться на первый взгляд. И, как правило, все они имеют либо свои персональные странички, либо ряд опубликованных
статей, которые вы легко найдете, достаточно в любом поисковике забить фамилию имя и отчество интересующего вас репетитора. И это не просто реклама.
Если человек занимается репетиторством всерьез, то ему есть, чем поделиться и что рассказать ученикам, коллегам, родителям. Можно,
и даже нужно, умолчать
о каких-то отдельных ноу-хау, но при этом все равно остается масса полезной информации, которой серьезный профессиональный репетитор
математики обязательно сочтет нужным поделиться, хотя бы с той целью, чтобы оказать дополнительную, помимо индивидуальных занятий,
помощь ученикам.
Буевич Алексей Константинович, Москва, декабрь 2014.