Образовательный сайт репетиторов-профессионалов: преподаватели, частные уроки

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова


О подготовке к вступительному экзамену в технические и экономические ВУЗы

 Ботанический сад при МГУ
Автор настоящей статьи, Валентин Юрьевич Колосов, имеет опыт преподавания математики школьникам более 12 лет. В.Ю. подготовил более ста пятидесяти абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и поступивших в МГУ, МГТУ, ГУ ВШЭ, Финансовую академию, АНХ им. Плеханова и другие ведущие экономические и технические университеты и академии России. Ему также неоднократно приходилось по приглашению принимать участие в международных конгрессах по математическому образованию во Франции, Японии и Канаде.

    Содержание статьи «О подготовке к вступительному...»

 

    1. Выбор ВУЗа, выбор профессии, выбор пути

 МГУ имени М. В. Ломоносова

Дорогие друзья! Если Вы открыли эту страницу, значит, вас действительно интересует проблема поступления в институт и другие проблемы, так или иначе связанные с этой. И Вы очень правильно делаете, что придаете значение этой проблеме. Действительно, высшее образование, знания играют в нашей жизни огромную роль. Правильный выбор в этой области значит много, верный выбор может поднять человека на большие высоты, но ошибка в выборе может стоить дорого, может перечеркнуть жизнь.
На этом сайте Вы найдёте перечень и адреса лучших ВУЗов Москвы. Если Вы еще не определились в выборе, я настоятельно рекомендую Вам просмотреть странички этих ВУЗов, чтобы получить общее представление. Конечно, информация, которую Вы получите, не будет полной, но возможно она поможет осознать, чего Вы хотите в этой жизни, к чему стремитесь, какие ставите перед собой цели. Но выбор Вам предстоит сделать самостоятельно, я лишь могу предостеречь от двух весьма распространенных ошибок.

Ошибка первая. Те, кто сегодня заканчивает школу, либо учатся в старших классах, обычно считают своей целью поступить в ВУЗ. Но это не совсем правильная установка. По той простой причине, что целью человека, и тем более человека в этом возрасте, на самом деле является получение знаний. Задумайтесь, может ли поступление в ВУЗ быть целью человеческой жизни? А вот знания - могут. Больше того, именно от них, а не от бумажки с печатью об окончании ВУЗа, будут в полной мере зависеть Ваш успех, способности находить верный выход из сложнейших ситуаций, работать с людьми, решать проблемы, сохранять за собой инициативу, контролировать ситуацию, - в общем, Ваша свобода, Ваша жизнь, благополучие, финансовый успех! Но подлинные, настоящие знания стоят в современном мире дорого. И вот с этим-то обстоятельством обычно связана следующая не менее распространенная ошибка.

Ошибка вторая. Моя практика показывает, что люди обычно не понимают, что знания никому не достаются просто так, в виде какого-то бесплатного подарка или случайности. Они не понимают, что за получение этого знания необходимо заплатить порой высокую цену. За любое знание на самом деле приходится очень дорого платить.

Платить что? Деньги? В том-то все и дело, что не только! Люди, которые в этой жизни на самом деле что-то могут, чего-то достигли, платят за знание не только деньги. Они платят здоровьем, личным счастьем и тяжелейшим трудом, временем, тем самым временем, которое так сильно сокращает жизненный срок! Такова цена Знания. А поступление в ВУЗ - лишь только средство, ступенька на пути к достижению основной цели. Но ступенька необходимая.

Нередко приходятся слышать, что современные ВУЗы подобны казино: туда приходишь, оставляешь там деньги, и уходишь ни с чем. И в этом есть, к сожалению, немалая доля правды. Но правда и в том, что в наших высших учебных заведениях работает много опытных, высоко квалифицированных специалистов, талантливых мастеров, великолепных знатоков своего дела. Только за эти знания нужно бороться. Регулярно посещать лекции и добиваться полного понимания материала, выполнять задания и вовремя сдавать зачеты и экзамены. Не стесняться задавать вопросы преподавателям и товарищам по курсу. Если необходимо, вежливо и тактично добиваться, чтобы преподаватели разъясняли то и дело возникающие нетривиальные вопросы, а по возможности и самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения. В этом случае студент будет учиться с интересом, а его пребывание в институте не будет напрасной тратой времени. А абитуриенту значительно проще поступить в ВУЗ, выработав понимание, что его подлинная цель - Знания. Тогда он будет готов по-настоящему бороться, сражаться за эти Знания, поймет, что Знания нельзя купить за деньги так просто, как покупают на рынке мешок картошки.

 

    2. Подготовительные курсы

Я считаю, что, выбрав подходящий ВУЗ, прежде всего, имеет смысл, самостоятельно или вместе с родителями, съездить туда, по возможности приобрести литературу, пособия для поступающих, лучше с вариантами экзаменационных вопросов и заданий за прошлые годы. А также записаться на подготовительные курсы. В течение года походить на такие курсы бывает полезно. Однако, не стоит думать, что такие курсы реально подготовят абитуриента к экзаменам. На них можно познакомиться с реальными задачами, «проникнуться духом выбранного вуза», пообщаться с преподавателями, оценить свой реальный уровень знаний, наконец, что немаловажно, убедиться в правильности выбранного пути (нередко в процессе посещения курсов абитуриент начинает понимать, что данный ВУЗ совершенно ему н подходит, что может спасти от серьезной ошибки в выборе жизненного пути). Но, как показывает печальный опыт моей практики, даже в лучших ВУЗах подготовительные курсы редко бывают организованы на должном уровне, а для родителей к концу обучения на них открываются неприятные сюрпризы: даже если ребенок и посещал все занятия, он не понимал, о чем на них шла речь. И в результате не способен ни решить экзаменационные примеры, ни даже написать проверочную работу.

 Из картинной галереи Ольги Шагиной

С репетитором работа ведется более интенсивно. Ведь, помимо контроля над эффективностью усвоения программы курсов, помимо проработки сложных тем, репетитору, как правило, приходится обучать практически «с нуля» тем темам, которые должны были быть изучены в предыдущих классах! Практика показывает, что при должном усердии большинство учеников способны проработать необходимый объем материала. Но необходимо помнить, что своими силами одолеть современное экзаменационное испытание возможно лишь при условии твердой воли ученика к победе, способности концентрироваться, готовности самостоятельно искать решение сложных задач, много трудиться. Многие мои ученики, уже успешно окончившие ВУЗы, говорят, что именно этот один год подготовки был самым тяжелым годом в их жизни. Ибо за один год необходимо прорешать огромное количество разнообразных задач, добросовестно выполняя все домашние задания. Важность этого часто недооценивают. Но именно последнее условие является необходимым для успешного поступления в институт.

 

    3. Занятия с преподавателями из ВУЗов

Вот что пишет о таких занятиях мой коллега Р.А.Галкин: "...это преподаватели, гарантирующие поступление абитуриента в определенный ВУЗ благодаря наличию необходимых связей. Стоимость их занятий «до плюс бесконечности». При этом надо отдавать себе отчет в том, что это плата не только и не столько за знания – это распределенная во времени оплата за поступление. Один из моих учеников, продолжая работать со мной, «для 100%-ного поступления в МГУ», занимался в подобном режиме с «преподавателем-гарантом». Групповые (!) занятия сводились к тому, что выдавались варианты вступительных экзаменов за прошлые годы, которые надо было решать на занятии и дома. Никаких объяснений, никакой проработки тем, на все вопросы один ответ: «Это вы должны уметь делать!» Высокая административная должность, занимаемая этим преподавателем, видимо, не оставляла ни сил, ни времени на собственно педагогический процесс. В общем, реальной подготовкой к экзаменам и разбором этих вариантов занимался с учеником я. Благо материальные возможности семьи позволяли оплачивать оба вида занятий."

Московский архитектурный институт

От себя могу добавить, ко мне не раз обращались за помощью ребята, уже потратившие год на занятия с "гарантами" и провалившие вступительные экзамены. В самом начале преподаватели "гарантировали" безусловное поступление на бесплатное обучение. А к концу года они вдруг объявляли родителям, что ученики неспособны, работали мало, задания не выполняли, к экзаменам не готовы. В общем, едва ли могут рассчитывать поступить даже в платные группы. И говорили все это настолько убедительно, что бедным родителям оставалось только краснеть... Конечно, я вовсе не хотел бы незаслуженно бросить тень на все институты, кого-то несправедливо обидеть, но не могу не признать очевидного. Подобных случаев в последнее время действительно достаточно много. И, хотя преподаватели из приемных комиссий ВУЗов нередко реально оказывают помощь, лучше пользоваться их услугами осторожно.

 

    4. Подготовка в ВУЗ "за несколько месяцев"

Речь идет об экспресс-подготовке. За 2-3 месяца, да еще и со слабым уровнем знаний, подготовиться в к экзамену в ВУЗ считаю практически нереальным, такое по плечу только ученику исключительных способностей. Это может быть полезно только с одной целью - чтобы человек оценил уровень своего знания, а точнее, своего незнания предмета и действительно серьезнейшим образом готовился к экзамену - с репетитором либо самостоятельно - весь следующий год.

И вместе с тем, не могу не отметить, что многие мои ученики весьма успешно поступали в ВУЗы, прозанимавшись лишь несколько месяцев перед экзаменами, а то и меньше. Но речь в этом случае шла, конечно, об университетах платных, с невысокими требованиями и конкурсом.

 

    5. С репетитором или самостоятельно?

 Из картинной галереи Ольги Шагиной

Лично я считаю самостоятельную подготовку более предпочтительной. Наверное, потому, что многие из моих знакомых поступали в институты, не занимаясь с репетиторами... Но тогда были другие времена. Сегодня, и особенно в связи с финансовыми изменениями, сложность экзаменационных вопросов и заданий по математике выросла весьма существенно. Появляются примеры, которые, основываясь исключительно на школьной программе, уже не решить. Конечно, большинство из таких примеров разбираются впоследствии в многочисленных пособиях, которые при желании по-прежнему можно осилить самостоятельно. Но следует иметь в виду, что таких пособий существует довольно много, при том что объем каждого из них весьма значителен. Молодому человеку проработать такую массу материала самостоятельно подчас довольно сложно, а как показывает опыт, и мало реально. А задача репетитора состоит не только в систематическом разборе этих примеров, но и в том, чтобы научить абитуриента работать самостоятельно, пользоваться литературой, находить нестандартные пути решений, систематически выполняя грамотно составленные задания. Любой серьезный репетитор должен в первую очередь изыскать способ, чтобы контролировать выполнение домашних заданий - полностью и самостоятельно! - потому что это действительно ключ к решению проблемы поступления в институт, аксиома репетиторской практики, современной системы подготовки в ВУЗ, которая к настоящему времени достаточно наработана и позволяет эффективно решать задачи поступления. Конечно, при условии, что репетитор является профессионалом, знакомым с этой системой и способным безошибочно сочетать ее стратегию с индивидуальным подходом, учитывающим особенности ученика, его склонности, стиль мышления. Поэтому сегодня не случайно считается общепризнанным, что хороший репетитор, помимо безусловного знания своего предмета и программы, должен воплощать в себе качества и хорошего тренера, и хорошего полководца.

 

    6. Что бы Вы посоветовали человеку, который идет сдавать экзамен?

Не забывайте о консультации перед экзаменом. На ней можно узнать о том, как будет проходить экзамен, как правильно оформить работу.

На письменной работе по математике лучше выполнить сперва те задания, в которых Вы твердо уверены. Это очень важно. Если начать с трудных заданий, будет очень сильным психологическое давление еще не решенных задач. При том что сложность задач будет вселять панику. Помните, на экзамене особо остро ощущаешь, как быстро убывает время. Тяжесть убывающего времени усиливает панику и страх. Необходимо научиться держать это под контролем.

 Один из снимков удаленных объектов Вселенной

Потом, когда будете решать более сложные задачи, умейте подавить в себе панику. Само собой это не получится, к этому нужно готовиться заранее. Хороший репетитор всегда поможет Вам в этом.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, прочитайте все задания. Но при этом не бойтесь задач, которые покажутся сложными. И пока Вы будете решать простые примеры, подсознание само займется решением других. Это давно проверено. Я перед экзаменами рекомендую это моим ученикам, и потом они нередко это вспоминают с благодарностью.

Ответ на устном экзамене должен быть по существу, ясным и четким. Если Вы чего-то не можете вспомнить во время сдачи экзамена - успокоитесь, возьмите себя в руки, возможно Вы все же вспомните, или даже подскажет экзаменатор своим вопросом или намеком.

На устном экзамене проявите себя находчивым и общительным. Но в меру. Умейте подать себя. Преподаватель непременно это оценит.

Если Вы не согласны с экзаменационной оценкой и считаете, что заслуживаете более высокой – не стоит категорично спорить с экзаменатором. По результатам письменного экзамена иногда имеет смысл подать жалобу в приемную комиссию. Бывают ошибки и у проверяющих, они ведь тоже люди.

Не спешите отчаиваться, если не набран проходной бал. Внимательно изучите списки зачисленных в ВУЗ, а до этого забирать документы не торопитесь. Нередко зачисляют и тех, у кого результат немного ниже официально проходного. Но особо и не обольщайтесь.

Аккуратно выполненная работа произведет благоприятное впечатление. Следите за чистотой и за почерком. Посторонние пометки, рисунки на обложке Вашей работы, любая неаккуратность и помарки на страницах могут Вам только навредить.

Тщательно проверьте, совпадают ли фамилия, имя, отчество на всех имеющихся у документах с указанными в паспорте. На аттестате должны быть указаны место и дата его выдачи. Замужние девушки должны иметь свидетельство о браке.

В последний день перед экзаменом лучше хорошо отдохнуть, выспаться. Тогда в день экзамена будет лучше работать голова.

Я часто говорю своим ученикам, что неплохо иметь для поступления запасной ВУЗ. Как ни странно, для них это всегда срабатывает: возможно, именно это придает им какую-то дополнительную уверенность на экзамене...


Москва, 2004.



 Репетитор-профессионал по математике

    Репетитор-профессионал по математике: алгебре и геометрии  
     

      МАТЕМАТИКА: Алгебра. Геометрия.
    Все виды индивидуальной помощи школьникам 5-11 классов и абитуриентам. Качественное освоение школьной программы. Подготовка к ЕГЭ, в вузы, в колледжи, лицеи. Помощь при экстернате. Преподаватель с 15-летним педагогическим опытом, кандидат физико-математических наук. За 15 лет им наработана уникальная и эффективная методика, систематизирован большой объем задач по математике, предлагавшихся на ЕГЭ и экзаменах в ведущие московские вузы, составлены пособия. Особое внимание уделяется выработке самостоятельного (творческого) мышления, логике и строгости решения математических задач. Индивидуальная программа для каждого ученика. Доступное объяснение.

    Возможность выезда на дом. Районы - м. Университет, Юго-Западная и Центр.

    Валентин Юрьевич Колосов

    Телефон: (8 499) 181-20-67.   Моб. тел: (8 495) 789-15-79.

     Рекомендации сайта Repetitor-PRO.ru и отзывы родителей: В.Ю. - опытный педагог с высочайшим уровнем знания предмета... Последние несколько лет занятия с ним обеспечивали 100%-ю поступаемость в ВУЗы. Созданная им уникальная методика прививает систематический подход к учебе, логическое мышление, умение грамотно спланировать время...

 
 

   Клуб "ПРОФЕССИОНАЛ" 

     Для родителей и учеников
    Здесь, дорогие друзья, Вы можете задать любые вопросы по интересующим Вас темам.
    Мы с радостью на них ответим.

     Для репетиторов
    Здесь, уважаемые коллеги-репетиторы, Вы можете разместить объявление в предметную
    рубрику. Приглашаем Вас также написать статью, которая будет полезна для учеников и
    в которой Вы поделитесь профессиональным опытом.

 

 
 
 

 

 
     
 
Адрес
http://www.repetitor-pro.ru
E-mail
info@repetitor-pro.ru
 
Сайт Repetitor-Pro.ru занял первое место в конкурсе на портале COSMOS-H.RU как лучший российский образовательный интернет-ресурс, посвященный проблемам обучения школьников и репетиторства
   
   
Rambler's Top100
   
Рейтинг@Mail.ru
   
 
     

Copyright © 2005-2017 Repetitor-Pro.ru - Образовательный сайт репетиторов-профессионалов.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.