Образовательный сайт репетиторов-профессионалов: преподаватели, частные уроки

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова


О возможности поступления в ВУЗы и успешной сдаче ЕГЭ

  В.Ю.
Автор настоящей статьи, Валентин Юрьевич Колосов, имеет опыт преподавания математики школьникам более 15 лет. В.Ю. подготовил более ста пятидесяти абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и поступивших в МГУ, МГТУ, ГУ ВШЭ, Финансовую академию, АНХ им. Плеханова и другие ведущие экономические и технические университеты и академии России. Имеет достаточный опыт подготовки учеников к ЕГЭ. Сильный преподаватель, обладающий способностью легко находить решения новых и нестандартных задач и за кратчайшие сроки осваивать и создавать новые методы и высокоэффективные программы обучения. Ему также неоднократно приходилось по приглашению принимать участие в международных конгрессах по математическому образованию во Франции, Японии и Канаде.
 

   Содержание статьи «О возможности поступления в ВУЗы ... ЕГЭ»

 

    1. Чего ожидать от ЕГЭ?

Вопросы, связанные с ЕГЭ, в последнее время все больше интересуют учеников, потенциальных абитуриентов, их родителей. Сегодня это одна из основных проблем, головная боль выпускника. Первый вопрос, который возникает в первую очередь у тех, кто в данный момент имеет отношение к сдаче ЕГЭ - Что все это означает для нас, как это может осложнить нашу жизнь?

 МГУ

Ответ профессионала однозначен: осложнить может, и довольно серьезно. А дело вот в чем. В прошлом, да и сегодня, в общественном мнении бытовала одна распространенная ошибка: будто все ВУЗовские приемные комиссии коррумпированы, и поступить можно только по блату или за взятку. Такое мнение - иллюзия! Мои ученики поступали в самые разные ВУЗы, от МГУ им. Ломоносова до ГУ ВШЭ, ФА и др., в подавляющем большинстве случаев - не давая взяток и без знакомств. Поступали просто потому, что экзаменационные задания по математике всегда укладывались в рамки обычной школьной программы. И школьных знаний, как правило, было достаточно для получения положительной оценки. По моему глубокому убеждению, слухами о нереальности поступления в институты мы обязаны многочисленным родственникам законченных лентяев и двоечников. Последние всегда обиженно считают своих, как водится, самыми талантливыми и одаренными - ну а как же иначе?! И потом говорят: Вот видите, наш уж такой способный, а не поступил, - значит, поступают только за взятки... Между тем, экзамены были достаточно просты, даже несмотря на сложность заданий в институтах экономического профиля в 90-е и позднее. И заданий было немного, как правило, 5 - 8 заданий.

В математических тестах ЕГЭ заданий уже не 5 и не 8. Их уже почти 30! А простые ли они? Первые десять достаточно просты, хотя и подразумевают наличие у учащегося знаний по самым разным темам. Но самая большая проблема - они необычны, нестандартны. А это, как показала моя личная практика, как и опыт всех известных мне учителей, преподавателей, коллег, существенно усложняет жизнь ученикам. Казалось бы, вот простейшая задачка, пример. Но ребенок почему-то не справляется. Никто не может объяснить, почему. Но это происходит.

Встречаются также задания довольно сложные, для их решения необходимо просто знать, как решать. Одна группа заданий - на выносливость. Решить одно такое задание - все равно что выкопать клад на большой глубине, когда знаешь, где копать. Просто копать придется долго. А вот сложные задания другой группы - их можно сравнить с ситуацией, когда даже не знаешь, где на довольно большом участке копать клад. Приходится в таких случаях рыть наугад, авось повезет. Но везение здесь бывает крайне редко. Хотя одному человеку из многих тысяч повезти вполне может.

И еще одна проблема. Допустим, что за ЕГЭ абитуриент получает оценку 4 или 5, по школьной системе. Но ведь престижные ВУЗы оценивают результаты ЕГЭ по-своему: школьная четверка или пятерка может быть тройкой в ФА, ГУ ВШЭ, хорошем техническом университете. Поэтому реально поступить в университет не так-то просто.

 

    2. ЕГЭ-2008: мои впечатления от первого ЕГЭ

Поскольку все прежние годы мои ученики сдавали обычные вступительные экзамены по математике в ВУЗы, последний, 2008-й год, был для меня, как и для любого учителя, непривычным, принес много неожиданностей. Дело в том, что ЕГЭ по математике существенно отличается от прошлых вступительных экзаменов - и количественно, и качественно, и результативно. Субъективно, некоторое сходство для меня все же было: вышло так, что 2008-й, как и прежние годы, разочарований в целом не вызвал: все мои ученики успешно достигли тех целей, которые перед ними стояли. Каждый из них поступил (по результатам ЕГЭ или теперь уже редких вступительных экзаменов, например, на факультеты МГУ) в те ВУЗы, которые хотел. Но на этом сходство и заканчивалось. Теперь, если спросить, решал ли ЕГЭ те задачи, которые перед ним ставились, можно спорить. Но конечно, сегодняшний ЕГЭ имеет и много положительных аспектов.

Первое. Задания (а их около 30) делятся на два типа: элементарные и сравнительно более сложные. По первым 10-15, можно проверить наличие некоторых знаний, но только самого начального, зачаточного уровня. Для сильных университетов технического и математического профиля таких знаний недостаточно.

Задания следующего уровня сложности были также довольно просты. Но некоторые из заданий уровня С иной раз не под силу решить было даже сильным школьным педагогам. Порой на экзамене абитуриент может столкнуться с примером, на который ответить можно разве что лишь чисто случайно, если повезет, либо путем недельных раздумий... Но это проверка способностей. Порой и неординарных. Это не путь к расцвету блата, а значит беспредела. Это выявление талантов.

Второе. Несмотря на указанные мной "минусы", я все же, в отличие от многих, не могу не видеть и ряд положительных моментов. ЕГЭ сложнее прежних экзаменов, и это делает его более адекватно отвечающим духу времени, поскольку повышение требований к математическому образованию я считаю разумным, да это сегодня и неизбежная общемировая практика. Ведь знания - это золотой фундамент нации, ворота, открывающие дорогу в завтра, путь к светлому будущему многих поколений детей наших соотечественников. Вот только готовить и продумывать экзаменационные задания следует на порядок более серьезно. В вариантах ЕГЭ не должно быть примеров случайных... И, конечно, положительным моментом стало то, что задания не повторяются год от года, их разумно разнообразят.

 Картины Природы России - г. Королёв. Валентиновка. Загорянская.

Впрочем, моя практика показывает, что залогом успешной сдачи ЕГЭ может быть только систематическая и добросовестная, кропотливая работа в течение всего года (а желательно - и всего курса школьного обучения). А, поскольку я строю свою работу с учениками именно по данному принципу, в этом и вижу основную причину, которая обусловила успех моих учеников в 2008 году.

Любопытно, что еще в самом начале этого учебного года, осенью 2007, одна из школьных учительниц, которая жила в Королеве и преподавала в частной школе Валентиновки - Загорянской, услышав о моих методах работы, заявила, что я, по ее мнению, занимаюсь ерундой, обучая классическим основам всей школьной программы, например, методу интервалов, и что в соответствии с ее точкой зрения надо просто натаскивать учеников на варианты ЕГЭ, выпускаемые в многочисленных брошюрах.

Жизнь показала, что эта учительница ошибалась. И дело даже не только в том, что на последнем ЕГЭ выпускники столкнулись с ненобходимостью решать примеры основываясь именно на этом самом методе интервалов, на котором я традиционно акцентирую внимание с самых первых занятий. Задания ЕГЭ в 2008, как и в 2009 годах, оказались для многих неожиданно не похожими на то, что было в методичках и на ЕГЭ в прошлом году. Но, поскольку мои ребята были к этому готовы, им-то и удалось справиться с этим трудным испытанием успешно.

 

    3. Первые выводы

Выводы из вышесказанного следующие.

1. К экзамену по математике в этом году надо подходить достаточно серьезно. Как показывает практика, с некоторыми из заданий не в состоянии справиться даже квалифицированные школьные учителя и хорошие репетиторы. Без помощи профессионала, виртуозно владеющего математическими методами и способного доходчиво изложить материал и при этом привить способности решать нестандартные задачи самостоятельно, здесь не обойтись. Только тот учитель, который может, видя новую задачу впервые, быстро и просто ее решить, может и ученика научить тому же. А именно это необходимо в новых условиях. Такой человек будет рассуждать очень просто, уверенно и легко. Примерно так, как решает сложные задачи математик-профессионал, крупный ученый. Он скажет что-то вроде: "Ну вот, теперь условие понятно... Как же решить-то? А, впрочем, кажется, решается так... Нет, тут, по-видимому, в одном месте надо по-другому, и тогда мы получим, кажется, вот это... Видимо, результат может быть правильным. Проверяем. Кажется, правильно. Еще раз проверим. Вроде, все нормально. Вот и ответ". Можно и не объяснять, что среди репетиторов таких людей совсем немного, их единицы.

2. Обычно, чтобы освоиться с действующей экзаменационной программой, типичной для хороших ВУЗов, у репетитора уходило от 4 до 10 лет. Только после этого репетиторы добивались достаточно высоких процентов поступающих в ВУЗы. Теперь программа резко изменилась. Каков результат? С подготовкой абитуриента к сдаче ЕГЭ в ближайшие несколько лет справится далеко не каждый репетитор или тем более школьный учитель. Здесь необходим мастер высокого класса, способный адаптироваться к новым экзаменационным условиям не за 3 - 10 лет, а буквально за месяцы. Ведь приходится, имея в виду новые типовые варианты заданий, создавать новую программу обучения практически мгновенно. Но такие люди, которым это по силам, встречаются не часто.

3. Репетитор, занимающийся подготовкой ученика, должен не только обучить правильному и качественному оформлению работы. При подготовке к ЕГЭ необходимо работать и над психологическими аспектами, и над техникой сдачи теста. Один из моментов данной техники - обучение постоянному самоконтролю времени. Нужно экономить время для решения более сложных заданий. В среднем на выполнение одного задания требуется девять минут, и их надо рационально использовать. Практика показывает, что на решение заданий части 1 рекомендуется отводить от одной до двух минут, на решение заданий части 2 - от четырех до девяти минут, а остальное время уделить части 3. Следующим моментом техники сдачи теста является оценка трудности заданий и разумный выбор заданий для первоочередного решения. Также сразу после решения задания необходимо выполнить минимальную проверку. И, наконец, важно научиться приему "спирального движения" по тесту: просмотрев задания от начала до конца, отметить для себя то, что кажется простым. Выполнить те задания, которые можно выполнить сходу. После их выполнения следует еще раз просмотреть тест и наметить для решения следующие задания. Возможно, найдется задание, которое к данному моменту "созрело". Чтобы это произошло, при подготовке к экзамену особое внимание надо уделить на такие темы, как нахождение области определения и области значений функции; исследование функций; производная и первообразная функции; логарифмы; тригонометрия; задачи на проценты; геометрические задачи.

 

    4. Тесты: некоторые правильные ответы можно просто угадать?

Если бы меня спросили, на какой процент правильно угаданных результатов при тестировании может расчитывать учащийся, я бы ответил: 0%. Дело здесь даже не только в том, что при проверке работы комиссия будет обращать внимание и на оформление, на пояснения к решению, и уж совсем неприемлемы будут работы с ответами, не содержащие решений. В психологически сложной и стрессовой ситуации процент угадывания может определяться только одним законом, который известен каждому психологу. Это закон падающего бутерброда. Бутерброд всегда падает маслом вниз, и никак иначе. В моей практике был случай, когда ученик сдавал тесты и не угадал ни одного правильного ответа. Уж очень велика была ставка, очень уж хотелось поступить. И поступил он только за счет правильно решенных - но не угаданных! - заданий. Потом удивлялся - как же так? Ведь не угадать из заданного числа ответов при данном количестве вопросов ни одного правильного по теории вероятности практически невозможно!

Иногда возражают, что нужно отмечать ответы по какой-то определенной системе, скажем, подчеркивать везде только вторые номера. Отвечу прямо: это бесполезно. Не имеет также значения, какую систему выбрать. Справиться с тестированием успешно может только такой ученик, который в достаточной степени подкован теоретически и практически, то есть добросовестно работал в течение года и обладает достаточными знаниями.

 

    5. Дополнительные факты и размышления

Как показали результаты ЕГЭ по математике (в среднем по России), при решении заданий учащиеся получают низкие баллы. Особенно это прослеживается в результатах выполнения заданий части 2. Выполнение этих заданий дает возможность достаточно точно выделить тех учащихся, которые могут успешно справиться с более сложными заданиями. Выполнение заданий типа В дает ученику наибольшее количество баллов, и потому целесообразно уделить внимание на подготовку именно по этому разделу.

Результаты ЕГЭ по математике показали также, что к решению заданий части 3 приступают только около 10% тестируемых. Часть 3 состоит из трех заданий высокого уровня сложности. Их сложность определяется необходимостью использования материала по различным разделам математики и, кроме того, для них нужно разработать новый метод решения. При решении этих заданий требуется умение не только найти правильный ответ, но и обосновать полученные выводы, построив логически грамотную цепочку рассуждений, математически грамотно записать решение.

 Картины Природы России - Валентиновка, Загорянская, Королёв

В тесты ЕГЭ по алгебре включены задания двух направлений. На практике, решить все задания абсолютно правильно за отведенное время может лишь один из десяти тысяч школьников (!). При подготовке к экзамену важно поэтому правильно определить планируемый результат экзамена.

ЕГЭ по математике значительно отличается от выпускного экзамена, который обычно проводился в школе по окончании 11 класса. Отличие в том, что ЕГЭ совмещает два экзамена - выпускной школьный и вступительный в ВУЗ, а пересдавать ЕГЭ пока невозможно. Это при том, что реально сдать ЕГЭ на проходной балл, достаточный для конкурсного прохождения в престижный ВУЗ, значительно сложнее, чем раньше было сдать экзамен по математике в тот же ВУЗ.

Чтобы подготовиться к ЕГЭ, необходимы знания всей школьной программы. Нужно повторить практически весь школьный курс математики, т.е. немало потрудиться. Тест ЕГЭ по математике представляет собой тесты успеваемости, которые подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. В первых у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы; в последних - заведомо трудные задания, для большинства непосильные.

Учитывая, что традиции ЕГЭ еще не сложились, нетрудно представить, перед какой сложной задачей поставлены школьники. Для достижения положительных результатов важны как техническая, так и методическая подготовка учеников.

Как относиться к ЕГЭ? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Достаточно сказать, что университет номер один в нашей стране долго отказывался признавать ЕГЭ. Ведь, по мнению ректора МГУ В.А.Садовничего и его коллег, математика - сложнейшая наука. Чтобы быть профессионалом в этой области, нужен особый дар. Большая математика - это как большой спорт, и даже больше, это настоящее искусство, которое по плечу далеко не каждому. И непростая задача приемной комиссии - суметь разглядеть в человеке этот особый дар - разрешима только в живом общении с претендентом, не посредством тестирования.

Нельзя не обратить внимание на другие положительные аспекты ЕГЭ. Сегодня все же ни от кого не является секретом коррумпированность приемных комиссий в некоторых ВУЗах, хотя и в значительно меньшей степени, чем считают многие. Проведение экзамена по типу ЕГЭ, возможно, могло бы решить проблему. Возможно также, переход к новой системе мог бы быть целесообразным для многих ВУЗов.

Так или иначе, ЕГЭ сегодня - объективная реальность, с которой необходимо считаться.

В заключение позвольте пожелать учащимся 11-х классов успешного прохождения этого трудного испытания - ЕГЭ.


Сентябрь 2008.



 Репетитор-профессионал по математике

    Репетитор-профессионал по математике: алгебре и геометрии  
     

      МАТЕМАТИКА: Алгебра. Геометрия.
    Все виды индивидуальной помощи школьникам 5-11 классов и абитуриентам. Качественное освоение школьной программы. Подготовка к ЕГЭ, в вузы, в колледжи, лицеи. Помощь при экстернате. Преподаватель с 15-летним педагогическим опытом, кандидат физико-математических наук. За 15 лет им наработана уникальная и эффективная методика, систематизирован большой объем задач по математике, предлагавшихся на ЕГЭ и экзаменах в ведущие московские вузы, составлены пособия. Особое внимание уделяется выработке самостоятельного (творческого) мышления, логике и строгости решения математических задач. Индивидуальная программа для каждого ученика. Доступное объяснение.

    Возможность выезда на дом. Выезд возможен в г. Королев, Валентиновка, Загорянская

    Валентин Юрьевич Колосов

    Телефон: (8 499) 181-20-67.   Моб. тел: (8 495) 789-15-79.

     Рекомендации сайта Repetitor-PRO.ru и отзывы родителей: В.Ю. - опытный педагог с высочайшим уровнем знания предмета... Последние несколько лет занятия с ним обеспечивали 100%-ю поступаемость в ВУЗы. Созданная им уникальная методика прививает систематический подход к учебе, логическое мышление, умение грамотно спланировать время...

 
 

   Клуб "ПРОФЕССИОНАЛ" 

     Для родителей и учеников
    Здесь, дорогие друзья, Вы можете задать любые вопросы по интересующим Вас темам.
    Мы с радостью на них ответим.

     Для репетиторов
    Здесь, уважаемые коллеги-репетиторы, Вы можете разместить объявление в предметную
    рубрику. Приглашаем Вас также написать статью, которая будет полезна для учеников и
    в которой Вы поделитесь профессиональным опытом.

 

 
 
 

 

 
     
 
Адрес
http://www.repetitor-pro.ru
E-mail
info@repetitor-pro.ru
 
Сайт Repetitor-Pro.ru занял первое место в конкурсе на портале COSMOS-H.RU как лучший российский образовательный интернет-ресурс, посвященный проблемам обучения школьников и репетиторства
   
   
Rambler's Top100
   
Рейтинг@Mail.ru
   
 
     

Copyright © 2005-2017 Repetitor-Pro.ru - Образовательный сайт репетиторов-профессионалов.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.