А.К. Буевич. Занятия с репетитором: цена успеха |
Проблема, которая представляет весьма существенный интерес как для родителей, так и для их детей - это цена занятий.
За последние годы на рынке образовательных услуг, что называется, невооруженным глазом, видна следующая тенденция. Имеет место ценовое расслоение
услуг. Вы можете найти репетитора и за 300 рублей, и за 300 долларов. Но качество занятий при этом будет разным. При этом верно одно -
рынок никогда не обманет. Это как если Вы покупаете автомобиль. Вы можете приобрести дешевые Жигули за 3000 долларов, а можете - Мерседес за 300000.
Больше скажу, я лично приобрел Нисан, хотя стоит он в 5 раз больше Жигулей.
Теперь собственно о репетиторстве. Предположим, что Вашему ребенку еще далеко до поступления в институт, он учится еще в классе 7-м -9-м. Что
может быть объективным, то есть надёжным, критерием для выбора репетитора? Рекомендации друзей - штука хорошая, но ведь то, что хорошо для одного,
явно недостаточно для другого. Ученые степени и звания - отлично! Но не всегда человек с учёной степени может доступно объяснить материал,
и даже не всегда владеет программой. Успеваемость учеников? Тоже отлично! Но ведь уровень требований в школах сегодня самый разный, в иных школах и
совершенно отсталые ученики имеют пятерки.
Сегодня на первый план выходят два действительно объективных критерия.
Первый - это процент поступивших в ВУЗы учеников от общего числа поступавших для данного преподавателя. Но здесь все очевидно. Если Вам повезет найти такого учителя, который подготовит
Вашего ребенка к успешной сдаче экзамена в престижный ВУЗ, например, в МГУ, или в ВШЭ, о большем трудно будет и мечтать.
Но есть сегодня и второй критерий. Критерий, непосредственно связанный с рынком, рынком определяемый, рынку подчиняющийся. Это цена занятий.
Предположим, что преподаватель-неудачник решил завысить цену, то есть попросту говоря в своих
амбициях ошибочно вышел за рамки того ценового диапазона, которого он заслуживает. Но ведь и в новом,
завышенном диапазоне у него найдется достаточно много конкурентов. Скажем, он преподает английский язык, а его конкуренты могут предложить
значительно более высокий уровень подготовки. Естественно, все его ученики по прошествии небольшого времени перейдут к его конкурентам -
и он вообще останется без заработка. Или, наоборот, преподаватель занижает цену. Но в этом случае к нему немедленно приходит так много учеников,
что он попросту не в состоянии с ними справиться. Вы скажете, это хорошо? Хорошо, но лишь до известной степени. Перегруженный работой,
он очень быстро переутомится, начнет болеть, и в скором времени вообще не сможет иметь учеников и выполнять какую-либо работу.
Эта схема мною изложена, может быть, несколько в упрощенном виде, но она работает - и в этом ее главное преимущество.
Вы скажете, что высокие цены - это несправедливо? В этом случае я соглашусь с Вами. Но Вы также можете пойти в автосалон фирмы Мерседес
и попробовать начать предъявлять претензии, что автомобили
в этом салоне стоят больше, чем по 3000 долларов! На 3000 долларов сегодня вряд ли можно сделать достойный автомобиль.
А дешевые уроки не в состоянии прокормить человека, его семью, с тем чтобы потом можно было говорить об успешной сдаче экзаменов его учениками.
В каждом минусе есть свой плюс, и ценовая дифференциация, да, да, именно она поможет
Вам правильно решить проблему выбора. А правильный выбор в наше непростое время - и есть ключ к успеху.
Москва, 2007.