1. Психологическая и физическая подготовка к школе |
Еще до школы, очень важно подготовить ребенка психологически и физически. Я не стану говорить здесь о том,
насколько важно здоровье ребенка, его физическое развитие, занятия спортом, для чего существуют множество спортивных
секций, школ и мероприятий, в том числе детских.
2. Осознанное поведение и увлеченность |
Но помимо этого, необходимо вовремя воспитать осознанное поведение. И здесь главное - не упустить время.
Ребенок должен научиться подчиняться определенным правилам. Иначе говоря, делать не то, что хочется в
данный момент времени, а следовать намеченным ранее планам, делая то, что необходимо. Для этого надо
развивать у ребенка умение преодолевать себя. И здесь чрезвычайно важен личный пример. Я имею в виду,
чтобы выполнять определенные действия, лучше всего воспитать в себе энтузиазм, т.е. делать это не просто как
постылую и неинтересную работу, но с любовью, с увлечением. Тогда и не скажет ребенок, что ему это не интересно,
и трудностей будет намного меньше. Ведь даже самую на первый взгляд неинтересную работу можно выполнять
с удовольствием. А в раннем возрасте дети очень восприимчивы, взрослые родители для них не просто пример,
но образец для подражания. И если ребенок видит, что взрослый человек моет посуду или пол не с любовью,
но с отвращением, то разумеется, он и сам будет так делать. А сказываться это начнет уже в школе.
Потому что свое отношение он непременно перенесет и на изучение предметов, на выполнение заданий.
Причина простая. Либо человек всё делает с удовольствием, любовью и энтузиазмом - либо ничего. Ну, конечно,
если не считать сомнительных удовольствий в виде игр, или, чего уж совсем бы никому не пожелал, спиртных
напитков и наркотиков. И не будем прятать голову в песок - увы, но это сегодня реальность.
3. Создание ситуаций успеха |
Достижения и успехи не приходят сами собой, тем более в самом начале жизненного пути.
Ситуации успеха надо создавать, целенаправленно их готовить. А когда у ребенка что-то получилось, обязательно
похвалить, порадоваться вместе с ним. Но подбадривать, поддерживать и в неудачах:
"Не вышло на этот раз - обязательно получится позже!". И еще, очень важно бывает дать возможность преодолеть неудачу самому.
Ошибкой также будет угнетать либо насмехаться при неудачах. Всё хорошо в меру.
4. Моральная поддержка. В человека надо верить |
Большинство людей сдаются на пути к своей цели лишь потому, что им никто не сказал: "Я в тебя верю. У тебя получится!".
Поддержка близкого человека бывает всегда очень большим подспорьем и чудесным образом устраняет многие трудности
на пути. И наоборот, ее отсутствие, а тем более, осуждение, подчас способно убить самое сильное стремление.
5. За свои ошибки и неудачи каждый отвечает сам |
Нередко встречается еще одна серьезная ошибка, и увы, надо сказать, как практикующий репетитор по математике,
который готовит многих школьников, начиная с 5-7 классов, и заканчивая ГИА и ЕГЭ, и обучением студентов,
я сталкиваюсь с этим постоянно.
Это когда в неудачах ребенка обвиняют других: учителей, одноклассников,
слабую школу или неудачную школьную программу, - но только не его самого.
Ошибка - высказывать вслух перед ребенком
наши претензии к методам и приемам обучения педагогов. Ошибка - ставить под сомнение объективность выставленной отметки.
Тем более, во многих случаях она справедлива. Ведь всегда лучше сходить в школу и поговорить с педагогом,
не правда ли? Действительно, учителя в школах самые разные - и как люди, и как профессионалы. У разных
учителей свои подходы, свои приёмы, свои особенности изложения предмета, и даже объем предоставляемых ученикам
на уроках знаний. Один более понятно объясняет материал, другой в большем совершенстве владеет программой и лучше
подготовит к ЕГЭ, третий из года в год воспитывает сильных учеников за счет высоких и строгих требований. А если вас
не устраивает то, что объяснения на уроке не всегда понятны, задайте себе простой вопрос. Если каждый раз разжевывать
материал, откуда тогда у ученика может выработаться способность к самостоятельному мышлению, к творческому мышлению?
А это то, что так необходимо сегодня на ЕГЭ. А завтра окажется поистине бесценным даром. Но если учитель разжевывает каждый раз
всё до мельчайших деталей, зачем тогда мыслить самому? Достаточно лишь аккуратно записать всё в тетрадь -
и у тебя возникла иллюзия понимания. Всё просто и ясно. А на контрольных, и потом на ЕГЭ, задания почему-то не решаются.
Интересно, почему? А ответ элементарен. Ученик каждый раз пользовался досупным и простым объяснением своего учителя,
задания и контрольные он делал тоже по готовому и понятному шаблону. И ни разу не открыл что-то серьезное сам - ни
своего пути решения новой и сложной задачи, ни способа доказательства какого-либо утверждения или теоремы.
Поэтому я на моих занятиях постоянно стараюсь предоставить ученику такую возможность, и это дает неоспоримые и
убедительные преимущества уже при сдаче ЕГЭ.
6. Уважение и доверие к учителю |
Здесь также огромную роль играет уважение ученика к школе, учителю, репетитору, предмету. Потому что от этого зависит,
пойдет ли он на урок с интересом, с удовольствием и будет отлично воспринимать материал, либо же учеба для него будет
постылым занятием, все уроки пролетят мимо ушей, время убито впустую, знаний нет, экзамены сданы плохо. Это всё
на самом деле очень просто - важно только всё это понимать, чтобы не споткнуться, как говорят, на ровном месте.
Ну например, представьте, что ребенку дома каждый раз говорят, вот эта ужасная школьная программа по математике,
тебе ведь в жизни ничего из этого никогда не пригодиться, ну зачем же вас бедных мучают подобной ерундой? А кто для
ребенка больший авторитет, как не его родители, - вот тогда зачем же он будет тратить время на то, что ему никогда в
жизни не пригодится? Нормальный человек не станет тратить время на ерунду, и правильно сделает. Это ошибка не его.
Это ошибка родителей. И ошибка серьёзная.
Необходимо учить ребенка не падать духом и не сдаваться перед лицом возникших трудностей.
Невзирая на неудачи, продолжать стремиться к своей мечте, к поставленной цели.
Не получилось три раза, — обязательно получится, если не терять упорства и целеустремленности.
Надо постоянно поддерживать веру молодого человека в свои силы, повышать самооценку.
8. Общение: честность и открытость |
Если побольше общаться, не осуждая, не наказывая без необходимости, обсуждать с ребенком его проблемы и трудности,
результат обязательно будет. Он должен понять, что вам не безразличен, что не пустое место для вас, и вам, напротив,
чрезвычайно важны его успехи, как и ранят его неудачи.
В разговоре важны открытость и честность. Если не сказать правду, это обман, а обман даже с доброй целью когда-нибудь
вскроется и породит проблемы.
9. Самостоятельность и ответственность в принятии решений |
Кроме того, что также важно, надо чаще давать возможность проявлять самостоятельность в принятии решений.
А за эти решения самому нести за ответственность. И еще, учиться самостоятельно ошибки иисправлять,
корректировать собственные действия. Стоит ли делать за ребенка то, что он может, пусть и не без труда,
сделать сам? Показать, как решить задачу, решив ее вместо ученика, или может быть лучше создать такую ситуацию,
когда хотя бы часть задачи он решит сам? Выбор свободен. решать только вам. Отметим, что второй путь потребует
больше времени, больше усилий и терпения. Но он и принесет результаты, которые потом окупятся сторицей.
Поощрения ребенка за его успехи в учебе также должны быть. Деньги за хороши отметки - это, казалось бы, одна из
эффективных возможностей такого материального поощрения. Но отметим сразу, это нередко ведет
к добыванию хорошей отметки любыми способами. Поэтому вопрос материального поощрения за хорошую учебу — весьма
спорный. Он имеет множество противоречий. Проблема сегодня для нас и в том, на что ученику сегодня эти деньги потратить...
И что также существенно, не получится ли здесь подмены подлинной потребности молодого человека в знаниях, неким
искусственным стимулом? И большой вопрос, не скажется ли такая подмена не только на качестве знаний, но и на
способностях, возможностях его как человека и творческой личности в целом? Но поощрять за хорошую учебу, например,
совместными походами или интересными совместными поездками - это вполне разумно. А может быть, и приобрести что-либо
полезное, скажем, спортивный снаряд, тренажер, хорошую книгу, полезную вещь. Кстати, чем уровень мотивации сильнее, тем
более адекватными будут и желания.
11. О завышенных требованиях |
Плохую службу могут сослужить и завышенные требования к ребенку, если они не учитывают его объективные возможности.
Стоит принимать во внимание множество объективных причин. Среди них - плохое самочувствие, особенности физического
развития, психологические особенности личности. Отметим, что травма головы в детстве также обычно накладывает свои
отпечатки. У каждого человека свой неповторимый склад ума, свое особенное мышление,
восприятие, память. Всё это имеет смысл учитывать. При том что усмотрение в причинах неудач лишь злого умысла и лени
было бы большой ошибкой.
12. Серьёзные достижения всегда требуют времени |
Серьёзное воспитание всегда требует времени. Немедленные успехи сами собой не приходят. Их не бывает. И ожидать их наивно,
а требовать от ученика ошибочно, это может его травмировать и создать дополнительные трудности.
Падения, "топтания" на месте сменяются порой неожиданными достижениями и взлётами.
Это нормально. Затем снова неудачи,
и снова победы. Но если над вопросом повышения учебной мотивации ученика работать систематически и
последовательно, результат гарантирован.
Однажды у меня был ученик, который весьма сильно запустил предмет,
да и склад ума его был скорее гуманитарный. Даже самый простой математический пример он мог решать часами. И я работал
с ним не так часто - всего лишь один раз в неделю. Но мы оба - и он, и я, поставили перед собой задачу, и
добросовестно и не падая духом шли к поставленной цели. Это не был быстрый процесс, но через года полтора он уже любые задачи
по математике решал быстро, словно орехи щелкал. А успехи только усилили интерес и любовь к предмету, с которым
в прежние времена у него, к сожалению, не получалось справляться удовлетворительно.
13. Проверка. Навык самоконтроля |
Чрезвычайно важен в учебной деятельности навык самоконтроля. Хорошо известно, что многие ошибки у детей возникают
из-за невнимательности. Но только если ученик научится проверять себя, количество ошибок может резко сократиться. А если
меньше ошибок, то сразу больше мотивации к новым достижениям. Возможно, этому не всегда уделяют достаточно
внимания даже в школах. Но я глубоко убежден, что проверка - это важнейший и обязательный элемент математической дисциплины.
Например, если попробовать поиграть вместе с учеником в такую игру,
где он как маститый педагог будет проверяет ваши задания и выкладки, то это также будет весьма полезно.
Он должен знать, как проверить правильность математических вычислений,
как искать по словарю написание слов. Но здесь очень важно, чтобы родители не дергали,
не понукали, не раздражались, проявляли терпение. Усилия потребуются, но это того стоит.
14. Атмосфера добра и созидания |
Роль, разумеется, играет и благополучная атмосфера в семье, соблюдение режима. Но эти вопросы лежат вне обсуждения
настоящей статьи. Распространенные ошибки родителей - это подавление личности, угрозы, физические наказания либо,
наоборот, сюсюканье и чрезмерная опека. Еще одна ошибка - отсутствие единства требований к ребенку со стороны родителей.
В последнем случае он может с целью оправдания своих неудач, сталкивать родителей лбами.
А в целом, стремление к успеху
формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием.
А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, ребенок нацелен не на достижение успеха,
а скорее на избегание неудачи. Об этом неумолимо говорит статистика, что убедительно подтверждает практика
обучения школьников во всех странах мира. Мне неоднократно приходилось наблюдать обсуждение этих вопросов на
Международных Конгрессах по математическому образованию.
Москва, март 2015.