1. О пользе ЕГЭ и вреде от некачественной к нему подготовки |
Тема эта актуальная, потому что подготовиться к ЕГЭ задача не простая. И я считаю, что само ЕГЭ дело хорошее, позволяет объективно проверить знания.
Более того, с каждым годом и задания для ЕГЭ, и сама практика их проведения все более совершенствуются, и в итоге действительно получается много пользы.
Не хотел говорить на эту тему. Но к тому вынудили высказывания в статьях с подобными заголовками на
сайтах некоторых репетиторов. Пройти мимо неадекватных, во всех отношениях, высказываний, просто не мог.
Мне третий десяток лет уже приходится работать со школьниками. Я готовлю их по математике как репетитор к поступлению во многие ВУЗы,
причем весьма и весьма успешно. Так что у меня есть все основания и, смею сказать, достаточный опыт высказать всё то, о чем вы услышите сейчас.
А дело вот в чем. Стоит зайти на такие сайты, сразу бросается в глаза полнейшее отсутствие скромности и явное преувеличение заслуг и возможностей.
И объяснит такой репетитор "доступно", "просто и с юмором" сразу всё и за полчаса. И все двойки сразу исчезнут, стоит ему
лишь взглянуть на ученика... Ну чем не Иисус Христос, не так ли? И сдача ЕГЭ у него "100-процентная".. И ученик получит массу удовольствий...
Короче, всё строится на классических методах примитивного манипулирования. Когда - цель максимально завлечь потенциального клиента,
облапошить, и затем развести на деньги. Увы, так оно и происходит во многих случаях.
2. Много обещаний и плачевная действительность |
Скажете, я не прав? Хорошо. Тогда давайте рассуждать логически. Человек, который рисует вам столь радужные перспективы, не имеет ученой степени.
Это ведь само по себе большой минус. Ведь если преподаватель хотя бы к тридцати-сорока годам ничего не достиг, не получил ни одного серьезного научного
результата по тому предмету, которому он
пытается учить, не написал ни одной научной статьи и даже не смог защитить учёной степени -
перед вами неудачник. Как думаете, может ли вообще общение с подобными людьми принести вам что-либо, кроме вреда?
Ведь бездарность и серость - это как болезнь,
это заразно, передается от человека к человеку. Может быть, в таком случае просто лучше попытаться решить
проблему своими силами, не обращаясь к репетитору? Попробуйте усилить у ребенка мотивацию, поговорите со школьным учителем, в конце концов...
Написать, что ты якобы опытный репетитор и можешь легко и доступно объяснить за 5 минут все что угодно - это одно.
Но совсем иное, если у тебя есть реальный документ, подтверждающий, что ты окончил серьезный ВУЗ,
например, МГУ, физтех, МГТУ... Если есть диплом кандидата наук,
который говорит о том, что ты не просто болтун и авантюрист, неудачник, который вводит в заблуждение людей, но солидный и успешный человек.
А это как раз значит, что с тобой будет всегда интересно и ученику. Будет интересен твой урок, интересно то, о чем ты рассказываешь,
интересно решать задачи, которые ты ставишь.
3. Об уважении к заслуженным людям |
Теперь другой аспект. Зачастую такие вот горе-репетиторы, без дипломов и ученых степеней, прибегают к одному известному психологическому приему.
Они начинают говорить, что вот раньше к кому-то "бегал" репетитор - доктор наук, или профессор,
и что профессор ничего не знал, ничего объяснить ученику не смог. А вот пришел он,
наш гений, и сразу - о чудо! - ребенок на все пятерки экзамены сдал, и в вуз поступил, и еще и с красным дипломом его окончил.
Ничего здесь не кажется подозрительным? Действительно, бросить тень на заслуженного и уважаемого человека всегда очень легко. Тем более, что
человека рядом нет и никто такие обвинения не сможет опровергнуть.
Между тем, тот профессор в действительности блестящий репетитор, ученики его
как раз отлично учатся, и на уроках им интересно, и на экзаменах проблем нет... А вот что касается горе-репетитора,
догадайтесь самостоятельно. Думаю, это
не так трудно. Но... обязательно нужно бросить тень, при этом еще и наградить эпитетами типа "какой-то там профессор МГУ", "бегал", и т.д и т.п.
Чтобы самому предстать в более выгодном
свете. И, как ни странно, но на такое многие "клюют". Причина имеет корни в человеческой психологии. Но последствия ошибок всегда серьёзны.
4. От некомпетентности - к мошенничеству |
Еще одно распространенное явление -
это утверждение, будто если репетитор, одновременно с математикой, владеет еще и знаниями по физике - это обязательно плохой репетитор,
а вот наш "гений", так как он физики не знает (вероятно, просто прогулял эту дисциплину в школе и затем в ВУЗе,
если вообще имеет реальное высшее образование, а не липовый или купленный диплом) - самый лучший репетитор математики.
"Гению" даже невдомёк, что у нас просто нет таких ученых степеней - кандидат или доктор математических наук.
Есть только кандидат или доктор физико-математических наук!
Встречаются и заведомые авантюристы и мошенники. Например, одно время в Москве был известен "репетитор", который также, не имея степени,
заявлял, что он доцент МГУ. Занятия он действительно проводил в аудиториях на территории МГУ (в то время проход на факультеты в МГУ был открытым,
и свободно, не имея пропусков, мог пройти каждый, чем наш "доцент" и пользовался). Он говорил ученикам,
что работает в приемной комиссии МГУ. И брал
немалую сумму за поступление. Естественно, никаких реальных контактов с приемной комиссией он иметь не мог, будучи лишь мошенником.
А неудачи на экзаменах были грустной расплатой за неосмотрительность со стороны родителей, которые стали его жертвами.
Вот почему подбирать репетитора для собственного ребенка следует только основываясь на личном контакте с предполагаемым репетитором.
Если у вас есть возможность предварительно поговорить с человеком, составить личное впечатление - отлично. Обычно интуиция не подводит.
Если нет - значит, осуществить выбор и принять решение вам предлагают за вас и вместо вас. Но чужой выбор - машина без души. Это ваш ребенок.
Наивно полагать, что посторонний дядя будет вкладывать душу, чтобы подобрать ему репетитора. Это всегда чревато сюрпризами и не очень хорошими последствиями.
А.К.Буевич. Москва, июль 2015.