Статья "Что изменилось в математическом образовании ...?" |
Для многих сегодня актуальна задача - полноценно в освоить школьную программу по математике и сдать успешно
экзамены ГИА и ЕГЭ.
Задача эта сложная, ведь ЕГЭ по математике - сложнейший комплекс
заданий, решению которых, если говорить о части С, не всегда уделяют достаточно внимания в школах.
Поэтому приходится обращаться за помощью к опытным преподавателям - репетиторам математики.
Чем же отличается ЕГЭ от прежних выпускных школьных экзаменов тех, которые сдавали, поступая в ВУЗы?
Если школьный выпускной экзамен по математике ограничивался решением несложных заданий по всему школьному курсу, то
вступительный экзамен в университет был испытанием значительно более высокого уровня, так что
помимо простых, встречались и задания значительной сложности. Последние
невозможно выполнить,
если хороший репетитор-математик не научит учащегося не только показать серьезные знания предмета и интуицию, но и
развить в себе настоящие творческие способности, и даже талант.
ЕГЭ - это другое. Задания обновляются систематически, от года к году, и никто не может знать,
что ждёт 11-классников каждый новый учебный год. Особенно подвержены изменениям наиболее сложные задания - из части С.
А их сложность иной раз может превышать и те, что были в прежние годы на экзаменах в самые престижные годы.
Без солидной подготовки справиться с такого рода заданиями невозможно.
Часто задают вопрос: - Что нужно знать ученику, помимо школьной программы, чтобы успешно справиться с ЕГЭ
по математике? Мой ответ может показаться неожиданным. Классической школьной программы по математике
вполне достаточно для сдачи экзамена ЕГЭ на отлично. Тут нет никаких тайн, кроме простого школьного математического курса.
Ну а задания с параметрами и отдельные особые уравнения, которые просто нужно знать,
как решать, и которым не уделяют не уделяют внимания в школах,
всегда научит решать профессиональный репетитор по математике.
Но ЕГЭ по математике не сдашь, если не будет
упорного и кропотливго труда ученика, развития умения мыслить логически. Здесь важно не просто грамотно и быстро выполнять
сложные задания по математике, но и находить самостоятельно решения тех задач, с которыми ученик столкнулся впервые.
А это вопрос развития творческой одаренности личности. Вот для этого и нужен профессиональный репетитор-математик.
Такой, который сам такой творческой одаренностью обладает и которому по силам
решать любые, даже самые нестандартные и непростые, задачи.
Конечно же, он не забудет и проследить усвоение и качественное закрепление классической школьной
программы.
Отсюда вывод, какой репетитор по математике необходим. Это именно
профессионал высокого уровня, который превосходно разбирался бы в своём предмете.
Нужен такой человек, который бы окончил один из трёх лучших университетов России по (физико-)математической специальности,
и желательно, имел бы ученую степень. Ученая степень - это всегда надежное подтверждение квалификации. Ведь в наше время,
когда не знаком с человеком лично, так трудно быть уверенным. Очень хочется
набрать наибольшее количество возможных баллов на ЕГЭ,
а вот репетиторов, которые могли бы это обеспечить профессиональной работой с учеником, не так много, и это всем
хорошо извнстно. Нужны какие-то гарантии, а где их взять? Рекомендации всевозможных кадровых агнеств ничего не стоят. Деньги,
получаемые ими, никакой гарантии ученикам не дают. Какую-то действительно ценную информацию о репетиторе можно получить лишь
из статей и материалов, размещенных и опубликованных самим репетитором, и конечно же, самый важный источник,
надежно подтверждающий квалификацию
репетитора как профессионала - это диплом ведущего российского университета и свидетельство о присвоении ученой степени.
Иногда приходится слышать, что лучшим репетитором может быть только школьный учитель.
Серьёзнейшее заблуждение! Много моих друзей работают заведующими кафедрой и преподавателями математики
в престижных педагогических университетах. Они в один голос отмечают крайне низкий уровень школьной подготовки будущих учителей.
Придя в университет, они зачастую даже на третьем курсе всё еще не знакомы с основными формулами школьной программы!
Собрать после уроков деньги с группы учеников за дополнительное занятие и молча переписать на доске из
тетрадки решение завтрашней контрольной - это одно дело. Обладать фундаментальным запасом знаний, интуицией и умением,
которые волшебным передаются ученику - другое. Я далек от того, чтобы делать выводы обо всех учителях школы.
Большинство из них самоотверденно делают свое дело и отдают все свои силы ученикам.
И среди них много настоящих мастеров своего дела, перед которыми я преклоняюсь.
Если вам повезло столкнуться с такими людьми - возможно,
репетитор вам и не нужен. К сожалению, как показывает практика, в жизни не всегда и не многое
происходит так, как хотелось бы. Но, как говорится, всё в этом мире происходит к лучшему, и безвыходных ситуаций не бывает.
Когда школьное обучение подходит к концу, а знаний для ЕГЭ по математике всё еще не достаточно,
не поздно обратить ситуацию себе на пользу. Нужно
только не ошибиться в выборе.
Но я скажу честно. Это - тяжелый труд. В 11-м классе ученику, который действительно серьезно мотивирован и хочет
учиться в серьезном университете, придется выложиться, что называется, по полной, выполнять все задания по математике, назначенные
репетитором и работать по 24 часа в сутки. И такая работа вознаградится сторицей, потому что
облегчение вы почувствуете уже на первом курсе выбранного вами
университета, с математической программой которого у вас не будет трудностей.
Павлов Пётр Дмитриевич, Москва, апрель 2015.