1. Суровая реальность: бюджет и коммерция |
Как репетитору, активно работающему над поступлением абитуриентов в современные престижные ВУЗы,
мне часто приходится сталкиваться с этой проблемой, размышлять над ней. Если сказать о главном, нельзя не отметить следующее.
1. Большинство современных ВУЗов перешло на смешанную схему, по которой одна часть студентов - бюджетники, и вторая - те, кто
учится на коммерческой основе, то есть платят за обучение деньги. Цены постоянно растут, но на сегодня это от 3 до 10 тысяч, в долларах или евро.
2. Поступить на платное обучение сравнительно просто, да и проще учиться. На бюджетное - во многих ВУЗах практически невозможно, по крайней мере, сложнее,
чем в 60-е - 70-е годы... Хотя многие мои ученики успешно сдавали экзамены и на бесплатное обучение, то есть, вопреки многим слухам,
это все же реально.
3. Сегодня многие родители понимают ситуацию и уже изначально нацелены на обучение по коммерческой программе. В этом есть
и свои преимущества: для тех, кто действительно серьезно относится к учебе, здесь значительно больше возможностей,
хотя бы в выборе тех предметов, которые действительно нужны данному человеку (конечно, если он в этом возрасте уже в состоянии определить, что действительно нужно, а это не всегда
получается). Больше, стало быть, самостоятельности, уверенности и спокойствия, что не будешь отчислен за неуспеваемость, - что также немаловажно.
Еще один безусловный плюс коммерческой схемы - это возможность поддержания ВУЗа (у нас, как известно, государство не очень любит тратиться на образование).
И, наконец, одно достоинство, которое я считаю главным. Люди почему-то обычно намного больше ценят то, за что они платят большие деньги. Скажем, в те же 60-е -
70-е годы все учились бесплатно - и в школах, и в институтах. И поэтому саму возможность получения знаний ценили далеко не все. А когда в классе или в
учебном коллективе набирается достаточный процент разгильдяев, то есть тех, кто знание не ценит, относится к учебе пренебрежительно, с откровенным неуважением,
а то и хуже, с презрением, - такие и задают нередко общую атмосферу.
4. Ни от кого ни секрет, что на бюджете во многих ВУЗах процветает коррупция, то есть откровенные вымогательства при сдаче экзаменов, зачетов,
и все это во многом отравляет процесс обучения, при том что сдать экзамены в последнее время становится все сложнее даже для ребят, очень серьезно
относящихся к учебе, и все это особенно обидно.
5. Некоторые ВУЗы уже полностью закрывают возможность бесплатного образования на отдельных факультетах и отделениях (например, отделение
менеджмента
экономического факультета МГУ и др.), другие же делают возможность поступления на бюджет практически неосуществимой.
2. И все же, к чему стремиться? |
Этот вопрос - должно ли образование быть платным или бесплатным - волнует меня давно. Одно время я считал, что платное имеет значительные
преимущества, и даже что такая система оптимальна. Теперь я так не думаю. И вот почему.
В городах России, и не только городах, много талантливой молодежи, но есть одна проблема: нечем платить за обучение. Это означает только одно.
А именно, возможность получения высшего образования для таких ребят будет перечеркнута.
Итог - наша страна лишится возможности получения большого количества
квалифицированных кадров. Развивать науку, технику, экономику, культуру будет некому. Не будет новых открытий, внедрений, не будет толковых
руководителей - разве не есть все это прямая угроза безопасности государства? Не побоюсь ответить, что эта угроза очевидна.
Но есть и вторая проблема. А как же быть с точки зрения морали? Как быть с Конституцией, с нашим основным законом, декларирующим
право на образование? Ведь, согласно соответствующим статьям Конституции РФ, человек не может быть лишен своего законного
права на образование потому только,
что у его родителей нет денег - таких ограничений в рамках основного закона не предусмотрено! Разве это гуманно? И, следовательно, любые попытки
сделать образование полностью платным, подобно образованию на Западе, будут в очевидном противоречии с Конституцией РФ.
Думается, необходимо все же найти золотую середину. Где-то 50 на 50. Часть бюджетников, часть учится на коммерческой основе.
И конечно, следует более тщательно следить за самим отношением к учебе. Если кто-то учится на том или ином курсе своего факультета
без энтузиазма, вяло, без увлеченности - от подобных студентов нужно избавляться.
Нельзя не сказать и о том, что проблема платного или бесплатного образования не может не быть связана и с проблемой платной или бесплатной медицины.
Здесь ответ очевиден. Сильное государство должно предусматривать значительные бюджетные расходы на поддержание бесплатной медицины - иначе последняя превратится
в криминальный синдикат, обирающий население, а врачи будут лечить не людей, а их болезни.
Москва, сентябрь 2007.