Образовательный сайт репетиторов-профессионалов: преподаватели, частные уроки

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова


Высшее образование: платное или бесплатное

 Ботанический сад при МГУ

"Спасти нас могут только нормальная нравственная и художественная среда и всё-таки бесплатное образование."
                          А.Н. Пахмутова

 

Автор настоящей статьи имеет опыт преподавания математики школьникам более 15 лет. Из них не менее восьми лет ему приходилось также готовить абитуриентов для поступления в институты: МГУ, МГТУ, ГУ ВШЭ, Финансовую академию, АНХ им. Плеханова и другие ВУЗы технических и экономических специальностей, а также по приглашению принимать участие в международных конгрессах по математическому образованию во Франции, Японии и Канаде. Процент поступивших в ВУЗы за последние несколько лет достиг для учеников этого преподавателя 100%. Этот феноменальный результат достигается, в частности, грамотной и качественной кропотливой работой В.Ю. со школьниками, начиная уже с 5-х - 7-х классов средней школы.

 

    Содержание статьи  В.Ю. Колосова  «Высшее образование...»

 

    1. Суровая реальность: бюджет и коммерция

 МГУ имени М. В. Ломоносова

Как репетитору, активно работающему над поступлением абитуриентов в современные престижные ВУЗы, мне часто приходится сталкиваться с этой проблемой, размышлять над ней. Если сказать о главном, нельзя не отметить следующее.

1. Большинство современных ВУЗов перешло на смешанную схему, по которой одна часть студентов - бюджетники, и вторая - те, кто учится на коммерческой основе, то есть платят за обучение деньги. Цены постоянно растут, но на сегодня это от 3 до 10 тысяч, в долларах или евро.

2. Поступить на платное обучение сравнительно просто, да и проще учиться. На бюджетное - во многих ВУЗах практически невозможно, по крайней мере, сложнее, чем в 60-е - 70-е годы... Хотя многие мои ученики успешно сдавали экзамены и на бесплатное обучение, то есть, вопреки многим слухам, это все же реально.

3. Сегодня многие родители понимают ситуацию и уже изначально нацелены на обучение по коммерческой программе. В этом есть и свои преимущества: для тех, кто действительно серьезно относится к учебе, здесь значительно больше возможностей, хотя бы в выборе тех предметов, которые действительно нужны данному человеку (конечно, если он в этом возрасте уже в состоянии определить, что действительно нужно, а это не всегда получается). Больше, стало быть, самостоятельности, уверенности и спокойствия, что не будешь отчислен за неуспеваемость, - что также немаловажно. Еще один безусловный плюс коммерческой схемы - это возможность поддержания ВУЗа (у нас, как известно, государство не очень любит тратиться на образование). И, наконец, одно достоинство, которое я считаю главным. Люди почему-то обычно намного больше ценят то, за что они платят большие деньги. Скажем, в те же 60-е - 70-е годы все учились бесплатно - и в школах, и в институтах. И поэтому саму возможность получения знаний ценили далеко не все. А когда в классе или в учебном коллективе набирается достаточный процент разгильдяев, то есть тех, кто знание не ценит, относится к учебе пренебрежительно, с откровенным неуважением, а то и хуже, с презрением, - такие и задают нередко общую атмосферу.

4. Ни от кого ни секрет, что на бюджете во многих ВУЗах процветает коррупция, то есть откровенные вымогательства при сдаче экзаменов, зачетов, и все это во многом отравляет процесс обучения, при том что сдать экзамены в последнее время становится все сложнее даже для ребят, очень серьезно относящихся к учебе, и все это особенно обидно.

5. Некоторые ВУЗы уже полностью закрывают возможность бесплатного образования на отдельных факультетах и отделениях (например, отделение менеджмента экономического факультета МГУ и др.), другие же делают возможность поступления на бюджет практически неосуществимой.

 

    2. И все же, к чему стремиться?

Этот вопрос - должно ли образование быть платным или бесплатным - волнует меня давно. Одно время я считал, что платное имеет значительные преимущества, и даже что такая система оптимальна. Теперь я так не думаю. И вот почему.

В городах России, и не только городах, много талантливой молодежи, но есть одна проблема: нечем платить за обучение. Это означает только одно. А именно, возможность получения высшего образования для таких ребят будет перечеркнута.

Итог - наша страна лишится возможности получения большого количества квалифицированных кадров. Развивать науку, технику, экономику, культуру будет некому. Не будет новых открытий, внедрений, не будет толковых руководителей - разве не есть все это прямая угроза безопасности государства? Не побоюсь ответить, что эта угроза очевидна.

Но есть и вторая проблема. А как же быть с точки зрения морали? Как быть с Конституцией, с нашим основным законом, декларирующим право на образование? Ведь, согласно соответствующим статьям Конституции РФ, человек не может быть лишен своего законного права на образование потому только, что у его родителей нет денег - таких ограничений в рамках основного закона не предусмотрено! Разве это гуманно? И, следовательно, любые попытки сделать образование полностью платным, подобно образованию на Западе, будут в очевидном противоречии с Конституцией РФ.

Думается, необходимо все же найти золотую середину. Где-то 50 на 50. Часть бюджетников, часть учится на коммерческой основе. И конечно, следует более тщательно следить за самим отношением к учебе. Если кто-то учится на том или ином курсе своего факультета без энтузиазма, вяло, без увлеченности - от подобных студентов нужно избавляться.

Нельзя не сказать и о том, что проблема платного или бесплатного образования не может не быть связана и с проблемой платной или бесплатной медицины. Здесь ответ очевиден. Сильное государство должно предусматривать значительные бюджетные расходы на поддержание бесплатной медицины - иначе последняя превратится в криминальный синдикат, обирающий население, а врачи будут лечить не людей, а их болезни.

 

Москва, сентябрь 2007.



 

   Клуб "ПРОФЕССИОНАЛ" 

     Для родителей и учеников
    Здесь, дорогие друзья, Вы можете задать любые вопросы по интересующим Вас темам.
    Мы с радостью на них ответим.

     Для репетиторов
    Здесь, уважаемые коллеги-репетиторы, Вы можете разместить объявление в предметную
    рубрику. Приглашаем Вас также написать статью, которая будет полезна для учеников и
    в которой Вы поделитесь профессиональным опытом.

 

 
 
 

 

 
     
 
Адрес
http://www.repetitor-pro.ru
E-mail
info@repetitor-pro.ru
 
Сайт Repetitor-Pro.ru занял первое место в конкурсе на портале COSMOS-H.RU как лучший российский образовательный интернет-ресурс, посвященный проблемам обучения школьников и репетиторства
   
   
Rambler's Top100
   
Рейтинг@Mail.ru
   
 
     

Copyright © 2005-2017 Repetitor-Pro.ru - Образовательный сайт репетиторов-профессионалов.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.