Целью обучения иностранному языку является формирование устойчивых навыков общения. Ведь язык – это в первую очередь средство общения, а не только умение читать и понимать тексты и способность выучить грамматику. В коммуникативном курсе, который использую я, особое внимание уделяется говорению и восприятию речи на слух. Чтение и письмо являются второстепенными умениями, хотя и им отводится достаточно времени. Сложных конструкций или «серьезных» текстов мы на уроках не разбираем, учитывая то, что устная речь сильно отличается от письменной речи.
Как же сформировать устойчивые навыки понимания и говорения? Именно навыки, а застрять на «знании и умении». Разумеется, путем многократного повторения изучаемого лексического и грамматического материала. Как избежать неминуемой скуки при «зубрежке» одного и того же? Прекрасную возможность нам предоставляет комплекс «Berliner Platz“ издательства Langenscheidt Verlag, по которому я обучаю студентов, не имеющих начальных знаний, уже пятый год.
Курс ориентирован на общение в повседневных жизненных ситуациях: знакомство, семья, работа, здоровье, отдых, еда, путешествие и т.п. Сначала мы ставим себе конкретные задачи: чему именно мы должны научиться в очередном блоке. В базовых диалогах мы отрабатываем основную лексику по теме, закрепляем ее в упражнениях «рабочей тетради». Очень важно, что в ней есть и упражнения на аудирование. Интенсивно тренируемся, оттачивая лексический минимум, выполняя устные и письменные упражнения в дополнительном «интенсивном тренинге». Доводим навыки до совершенства, используя прилагаемый CD-ROM и материалы, которые можно загрузить непосредственно с сайта издательства: карточки для ролевых игр, диктанты, таблицы, кроссворды, наглядные материалы, ссылки на ресурсы Интернета. Учимся стратегиям понимания речи на слух, и различным стратегиям понимания письменной речи: понимание текста в целом, селективное понимание, а также стратегиям продуктивной письменной речи: написание электронных писем, объявлений, резюме и т.п.
В конце каждого блока – тесты, которые также входят в комплект. Благодаря тестам ученик четко отслеживает свой прогресс и сопоставляет результаты с запланированными целями. У каждого ученика есть специальный оценочный лист, где отражены результаты тестов в процентах. Пожалуй, ниже девяноста процентов еще никто не набирал. Тесты мы устраиваем не сразу, а по прошествии 2-3 недель после окончания блока. Тогда уже понятно, «сел» материал прочно или надо что-то подработать. После трех блоков – остановка и повторение этих блоков еще раз (Raststatte). Каждый новый блок базируется на предыдущем, уже изученном материале.
После изучения шести блоков включаем учебник „Grammatik Intensivtrainer 1, 2“ – интенсивный тренинг грамматики устной речи для повторной ревизии материала. Учебник абсолютно соответствует коммуникативному содержанию основного курса. Таким образом, мы еще раз повторяем и закрепляем пройденный лексический и грамматический материал.
Обязательно сразу ставим произношение и интонацию. Учимся слушать и правильно произносить звуки, слоги, затем слова и фразы. Для этого используем учебник наших признанных преподавателей фонетики (я сама училась у великолепного педагога Татьяны Ефимовны Подольской – преподавателя МГПИИЯ им.Мориса Тореза (ныне МГЛУ).
Результаты обучения мы сверяем с требованиями "Gemeinsame europaischen Referenzrahmens fur Sprachen" und "Zertifikat Deutsch". Готовимся к сдаче экзамена на Zertifikat Deutsch на базе третьей книги “Berliner Platz 3” .
Разумеется, мне пришлось методически доработать курс специально для русскоязычных студентов. В конце каждого блока студенты выполняют письменный перевод с русского на немецкий язык – для дополнительного контроля усвоенного материала.
По оценкам моих студентов – уже после первого года изучения языка на базе стартового курса “Berliner Platz 1” – они научились понимать носителей языка и элементарно объясняться в бытовых ситуациях при выездах за рубеж.
Шмаль Наталия
преподаватель немецкого языка